Информационная служба ст.Новопокровской
Разное
Первые столы в крестьянских избах были глинобитные или деревянные, врытые в землю. Передвижной стол появился на Руси не ранее 17века.
Слово «трапеза» ранее называли не застолье с угощением, а небольшой столик на трёх ножках. Древние греки пользовались таким столиком во время пиршества. Столик приставлялся к ложу с напитками и яствами. После окончания пира, столик задвигался под ложе.
Отдых после обеда, привычка многих, а это один из древнейших обычаев русских людей. Великий князь Владимир Мономах поучал своих детей, что «… не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный».
Иностранцы, посещавшие Русь в 15-18веках, свидетельствовали, что после обеда в городе пусто. Лавки и дома закрыты; иные спали дома, а другие перед своими лавками. После обеденный сон продолжался не менее трёх часов.
Нарушение этого обычая вызывало всеобщее осуждение, как проявление неуважения к заветам предков. Традиция после обеденного отдыха, особенно у имущих горожан, продержалась до 1917года.
Фарфоровая посуда в России появилась гораздо позже, чем в европейских странах. Предпочтение в дворянских домах долгое время отдавалось посуде из золота и серебра.
Один из самых больших столовых сервизов из серебра, весивший более двух тонн, в 1774 году подарила своему фавориту Григорию Орлову императрица Екатерина Вторая.
Слово бокал французского происхождения, ведущее начало от итальянского «восса» - рот. При Петре Первом высокий стеклянный или металлический сосуд для вина на ножке в форме рюмки, но большего размера, называли «покал».
Археологи установили, что на территории Египта 17тысяч лет назад жили люди, употреблявшие в пищу хлебные злаки. Но полагается, что человек знаком с хлебом уже примерно 25тысяч лет.
По утверждению Геродота, первыми овладели мудростью хлебопечения из квашеного разрыхлённого теста египтяне. «Все иногда, - писал «отец истории», боятся, чтобы пища не загнила, а египтяне замешивают тесто так, чтобы оно подверглось гниению». Под гниением Геродот понимал брожение.
Американский учёный М.Фишер, пальму первенства в этой области отдаёт китайцам. Якобы за 28столетий до нашей эры один мудрый правитель Китая составил огромную поваренную книгу, где среди прочего описал рецепт выпекания хлеба.
«Молодые жирные куры и такие, которые ещё не неслись, должны быть предпочтительнее прочих дл употребления в пищу. Мясо их полезно груди, легко варится в желудке, производит здоровые соки, весьма питает, увлажняет, прохлаждает и весьма полезно слабым или изнурённым людям, и умножает плодородные соки». Это утверждение П.Сумарокова совпадает с высказыванием Авиценны: «Лучший петух тот, который ещё не кричал, и лучшие куры те, которые ещё не неслись».
Кстати Авиценна и Сумароков едины и во мнении о целебных качествах куриного мяса.
Интересную мысль о роли мяса в формировании человека высказал Ф.Энгельс: «Переход от исключительного потребления растительной пищи к употреблению наряду с ней и мяса, знаменует новый важный шаг к очеловечению. Наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в большем количестве, чем раньше, вещества, в которых он нуждается для своего питания и развития, что дало возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение».
Злаки составляли основу питания не только восточных славян, но и многих других народов, в том числе наших ближайших соседей греков. Уже Гомер упоминает в питании греков грубый ячменный и пшеничный хлеб. Интересно, что и тот и другой виды хлеба легендарный мудрец называет «мозгом мужчин».
О пользе хлеба их муки грубого помола знали ещё в древности. Известно, что во время Олимпийских игр, в Древней Греции олимпийцы питались именно таким хлебом. То же самое можно сказать и о солдатах многих древних армий. Грубый хлеб не снят с довольствия и современных воинов.
Пекари во многих странах пользовались значительными привилегиями по сравнению с другими ремесленниками. Так, по древнегреческим законам за убийство пекаря следовало более строгое наказание, нежели за убийство человека другой профессии. Булочник мог занять очень высокий пост. Однако стать пекарем мог далеко не каждый. Для этого нужно было окончить специальные хлебопекарские курсы.
О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В древнем Риме раб. Умевший печь хлеб, ценился в 100тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь по 10-12 тысяч. В уставах византийских цехов 10века было оговорено, что хлебопеки не подвергаются «…ни каким государственным повинностям, ни они сами, ни их животные, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб».
стр.1 . . . стр.2