Творчество кубанских авторов:

 

А.В.Цыбуленко - Дети войны

Дети войны-очерк

Играли в городки, лапту, гоняли мяч, прыгали друг через друга играя в козла. Речки зимой и летом были полны детворы. Сами делали «аквапарки», поливая водой спуски с горок в воду, «тарзанки» на ивах. Зимой катались на самодельных коньках, конусных деревяшках с вделанным прутом и привязанным к сапогам или валенкам ремешками. Играли в хоккей  самодельными клюшками, проваливались под лед и сушились у костров из камыша.
У детей войны не было плюшевых мишек, машинок, магазинных ружей и пистолетов. Игрушки изготавливали сами или взрослые. Делали луки из веток вишни, стрелы из камыша с наконечниками из жести, пистолеты и ружья из древесных пустотелых стволов бузины, свистки из вербы, снимая кору, вырезая особым образом прут и вновь покрывая его корой. Изготавливали и опасные игрушки – поджиги из медных трубок в виде пистолетов и ружей, набивали их порохом, кусочками свинца или шариками, поджигали отверстие в трубке и стреляли. Такая «забава»  кончалась иногда плохо, трубки могли разорваться и ранить как стрелявшего, так и стоявших рядом.
Дети есть дети и они играли и радовались жизни. Но голод и холод были постоянными спутниками их жизни, как в годы войны, так и послевоенное время. Голод заставлял их искать всё,  что было пригодно для еды. Похлёбка с лебеды, «кизелеки»- козлобородник, «заячьё ушко», «китики» - цветы акации, «чай- молочай» - мягкий осот. Молодые головки мака полевого, семена мака огородного, семена конопли. Мака как сорняка было много на огородах, коноплю выращивали специально во многих подворьях. Коноплю связывали в снопы, снопы вымачивали в речках, сушили, били стебли специальными приспособлениями, отдирали волокно, из которого изготавливали мешковину и веревки. Как содержащие  наркотики -  не мак, не конопля не рассматривались, о таком применении этих растений не знали. Думали о том, где достать пищу, топку и одежду,  а  не чем и как затуманить голову дурью.
Любили дети сладкий корень – солодку, он заменял им конфеты и сахар, а вода настоянная на кусочках этого корня – пепси колу, тархун и прочие современные напитки.
Ходили на разъезд Горький драть грачиные яйца и заодно подстрелить с праща  пару грачей, покушать шелковицы - «тутовника». Грачи и воробьи дополняли рацион питания детей. С разъезда возвращались на плоских крышах железнодорожных вагонов и если поезд не останавливался на железнодорожной станции ЕЯ, спрыгивали по ходу поезда, с нижней
ступеньки тамбура, около «Чермета», где поезд замедлял свой ход.
Ловили рыбу и раков. Реки в то время не были заилены и захламлены, рыбы, раков было много, ловить можно было любыми подручными средствами, выброшенной шалью, занавеской или просто руками. Было много пиявок, они тоже любят чистую воду, присосавшихся просто отрывали, особо не обращая на них внимания. Бывало, пиявки всасывались глубоко, тогда нужно было повозится, чтобы их оторвать.
Много было нераспаханных, целинных полей. На этих полях гнездились тысячи птиц, жили суслики и тушканчики, скакавшие на двух лапах и похожих на маленьких кенгуру. Всего этого уже нет. Суслики тоже шли в пищу, ставили капканы и ловили их. Раскапывали  норы сусликов и находили их «склады», с утащенным с полей колхозов зерном. Природа была очень богатой, разнообразной. Сегодня трудно представить, но в станице стволы деревьев окутывали камышом, спасая от зайцев. Охотится, можно было на них, не выходя из своего двора.
Были и грехи. С колхозной бахчи делали попытки утащить арбуз или дыню. Лакомство манило. От крика или выстрела солью сторожа неслись, как говорится, не разбирая дороги, не обращая внимания на «кавуники», траву с маленькими плодами, покрытыми острыми колючками. А все дети вне школы ходили босыми, обувь нужно было беречь, как и одежду тоже. Одевали детей, во что придется, перекраивали одежду взрослых, старые шинели, фуфайки.
Зимой донимал холод. Топили дома соломой, камышом, кураем,  стеблями и корзинками подсолнечника. Кизяки и дрова, если они были, использовали только в особых случаях, для выпечки хлеба, варки бубликов. Кизяки резали из утрамбованной подстилки, где содержались животные, овцы, то есть смесь соломы и навоза.
Соломой и камышом дом особенно не натопишь. Тепло уходило быстро, и к утру в доме вновь была минусовая температура. Дома в станице в основном были под камышовыми крышами. Окна для сохранения тепла со ставнями. В каждом доме была русская печь, сооружение, над которым было маленькое помещение, где можно было только лежать и сидеть. Дом остывал, а на печи было тепло от нагретых кирпичей. На печи, как правило, спали дети и старики.
В обязанности детей входило добывать топливо, камыш, курай, сухую траву, щепки. Добывали иногда и уголь. По железной дороге таскали составы паровозы, свистели и пускали излишки пара. На станциях они заправлялись водой, углем и освобождались от «жужалки» - шлака угля. Копаясь в этом шлаке, дети находили кусочки несгоревшего угля, принести домой драгоценного антрацита было радостью.
Камыш добывали, как только речки сковывало льдом. Сбивали его лопатами, палками и носили домой. Участки камыша иногда делили между дворами. Солому привозили взрослые с колхозных полей. Стебли и корзинки подсолнечника - топливо более серьезное, тепла давало больше.
Так как относительно тепло было только в доме, то появившихся на свет телят и ягнят держали рядом с собой. В тесноте да не в обиде.
Роскошью были керосиновые лампы, керосин дорогой и не всегда был в сельпо. Для освещения использовали лучины, масляные фитили. Ловили светлячков, клали в банки, хоть какое- то свечение было. Электрический свет в станице появился в пятидесятые годы,  дизели с генераторами были установлены на месте редакции и нам мальчишкам, доставляло удовольствие закачивать рычагами воздух в ресиверы, которые служили для завода двигателей.
Воду использовали для питья родниковую, хозяйственных нужд колодезную, стирки дождевую, так как она менее жёсткая, собирали её в бассейны у кого были или в любые ёмкости.  Потом, после сооружения и пуска скважины, недалеко от дизелей, где располагается пожарная часть, начали выдавать талоны на два ведра артезианской воды в день. Но воду нужно было ёще донести домой на коромысле не расплескав, а эта обязанность часто ложилась на детей.
Дети войны не только играли и трудились, но и учились. Классы формировались не всегда по возрасту. Многим не пришлось пойти из-за войны в школу во время,  кто то пропустил годы учебы по этой же причине.
Разница в возрасте могла быть в классе между учениками и на три, четыре года.
Школы тех лет, конечно же, нельзя сравнить с сегодняшними. Но главное была тяга к знаниям, энтузиазм учеников и учителей. Хотели учиться и хотели учить. Мероприятия организовывали не по указке сверху, а по вдохновению, велению души. Помню первую детскую «ёлку» в школе, вместо елки сухая яблоня, но как её украсили, все игрушки сделаны руками учителей и учеников. Вырезки с бумаги, цветы и разные украшения со стержней подсолнечника, разукрашенная скорлупа яиц.
После войны осталось много детей беспризорников. С вокзалов и подворотен детей помещали в детские дома. В Новопокровской детдом располагался в сегодняшнем здании детского садика №2 на улице Первомайской напротив парка. Дети, которые потеряли родителей и претерпели все лишения войны и послевоенных лет, были очень дружными.
Не дай бог тронуть или обидеть детдомовца, на его защиту становились все его товарищи.
Дети войны очень много проводили вместе, на улице. Свежий воздух, постоянный труд, подвижные игры, общение друг с другом, умение терпеть лишения  вырабатывали у них чувство коллективизма, умения преодолевать трудности, делали их здоровыми физически и нравственно.

А.В.Цыбуленко

 ....стр.1......стр.2
стр.2

А.В.Цыбуленко